БАНЯ, ОНА И В АФРИКЕ БАНЯ

 

Этот очерк я написал по просьбе Ольги Василиковой. Она руководит «Обрядовой Баней» в Минусинске. В одной из её заметок во ВКонтакте прочитал такую фразу: «Баня, она и в Африке баня». Я отправил ей описание, как мы устраивали баню в Африке, в Зимбабве, которая приводится в конце работы. Ей понравилась моя заметка.  И мы договорились, что я напишу очерк о разных случаях с банями. Вот так появилось название моего очерка.

Бани сопровождают меня всю жизнь. Не выпускаю ни одной возможности попариться. Париться приходилось в разных банях, начиная от бани «по-чёрному», в детстве в нашем селе, и настоящих саунах в Финляндии. Париться приходилось разными вениками: самыми распространёнными – берёзовыми, а также пихтовыми, кедровыми, дубовыми, крапивными и экзотическими – из неизвестного кустарника с жёсткими листьями в Африке.

Еще молодым человеком я жил в Улан-Удэ. Когда приезжал к матери в село Оймур, меня всегда ждала приготовленная ею баня. Когда не стала матери, баню готовил мой старший брат Николай.

Далее по порядку.

 

Баня «по-чёрному»

Родился я в селе Оймур, на берегу Байкала. У нас был большой огород, где-то около гектара. Посередине огорода, в метрах ста от двора стояла баня «по-чёрному». Это был сруб размером примерно четыре на четыре и высотой метра два или чуть повыше. Сруб был перекрыт потолком. Крыши не было, потолок был завален землёй. В бане была невысокая, примерно 1.6 метра, дверь, отверстие вместо окна, и отверстие в потолке для выхода дыми. Внутри бани была сложена из камня печка-каменка. Дымника (дымовая труба) у неё не было, дым шёл через камни печки в отверстие в потолке. Так же в бане был полок, на котором парились. К нему приставлена лавка, для того, чтобы забраться на него. Ещё одна лавка стояла у отверстия в стене, заменяющая окно, на которую складывалась одежда. Ещё в бане были две кадки для горячей и холодной воды. Горячая вода нагревалась круглыми камнями, нагретыми в каменке.

После того, как баня истопилась, прогорели угли, мать её «закрывала». Что это такое. Она заделывала плёнкой от бычьего мочевого пузыря (тулуна) отверстие в стене, заменявшее окно. Свет какой-то более-менее проходил. Затем мыла полок, скамейки, пол, нагревала камнями воду и закрывала досками и старыми фуфайками отверстие в потолке. Потом она сдавала (поливала). на каменку одним ковшиком воды. После всего мать плотно закрывала дверь. Баня готова, можно париться.

Судьба этой бани такова. Со временем отец построил новую баню во дворе, уже «по-белому», с кирпичной печкой с дымником, с котлом для горячей воды и камнями, которые нагревались от неё. Как-то раз отец, уходя на работу, сказал, что вечером, после работы, он разберёт старую баню. Мы со старшим братом Николаем это услышали. Отец вышел только «за ворота», мы, восьми-девятилетние пацаны, собрали своих друзей и разобрали по брёвнышкам всю баню.

Объясню, почему бани «по-чёрному» строили подальше от дворов? По-видимому, эти бани часто горели, так как не соблюдались никакие противопожарные мероприятия. Чтобы не спалить дома, их строили подальше от строений.

 

Пожар

В 12 лет я увлёкся волейболом. Да не только я, мальчишки всего села, да и окрестных деревень, все играли в волейбол. Тогда был волейбольный «бум». Однажды мать уехала к родственникам в Сухую, это 40 километров по берегу Байкала. Отца у нас уже не было, он умер год тому назад. Мать попросила меня истопить баню, вечером она должна была вернуться домой. Я растопил баню, наносил воды в неё. В это время появляются мои друзья волейболисты и пригласили на улицу играть в волейбол. Дело было поздней осенью. В тот день дул сильный ветер. Поиграв немного в волейбол, я решил посмотреть баню. Захожу во двор, о боже мой! Горит крыша бани. Мы с ребятами быстро потушили пожар. На пожаре я сжёг свою новую фуфайку. После смерти отца мы жили очень бедно. Мать как-то накопила денег, купила мне эту фуфайку, а я её сжёг, о чём потом долго-долго жалел. На следующий день в школу пришлось идти в старой, с заплатками, фуфайке.

 

Спор о банях

Во время строительства Иркутской ГЭС 9в 50-х годах прошлого столетия) решили переселить нашу красивую улицу Низовская в другое место, якобы при пуске ГЭС её затопит. Место, правда, не выделили и все селились где пртдётся. Так как мы были в то время ещё маленькими, то жили на старом месте. Когда подросли, Иркутская ГЭС во всю работала, нашу улицу не подтопило, но нас всё равно заставили переселиться. Мы поселились на новом местке конце улицы Низовская, где раньше жили люди.

Построили, соответственно, новый дом и новую баню, которую к моему приезду мать всегда топила. В тот год я уехал из села.

Однажды, лет через восемь, когда в очередной раз я приехал домой, как обычно, меня ждала истопленная баня, распаренный берёзовый веник. Я зашёл в баню, а там все стены в потоках застывшей смолы. После бани я спросил у матери: «Почему стены в смоле?». Она ответила: «Спроси Николая. Вечером брат пришёл с работы, я спросил у него про смолу. Он мне рассказывает, что они поспорили с соседом Иннокентием Трескиным у кого лучше баня?  В одну из суббот, в банный день, они попарились у Иннокентия. В следующую субботу утром Николай проснулся пораньше и в семь часов уже растопил баню. И так её топил до пяти часов вечера и закрыл её тоже пораньше. И вот они с Иннокентием пошли париться. Николай почувствовал в бане себя плохо и ушёл домой. А Иннокентий угорел, так как Николай закрыл баню «пораньше». Он случайно открыл дверь и вывалился из бани. Когда Иннокентий на свежем воздухе пришёл в себя, он поднялся и ушёл домой. Я спросил у Николая: «Чем закончился спор, у кого лучше баня?» Он ответил, что Иннокентий отправил его вместе с баней на …, в общем очень далеко.

Я часто думал, баня, как говорил выше, использовалась уже восемь лет, как её надо топить, чтобы выжать смолу. И ещё, почему Николай оставил Иннокентия в бане? Он мог угореть до смерти.

 

Баня в экспедиции

В конце 70-х годов я работал в одной из экспедиции картографического предприятия. Мы выполняли полевые работы по подготовке к изданию самых подробных карт того времени. Работы производились на Витимском плоскогории, в верхнем течении реки Витим (один из крупных притоков Лены), а также по её истокам – Витимкану и Чине и другим притокам.

Экспедиция, экспедицией, а парится надо. Останавливаясь в населённых пунктах, мы просили истопить баню у местных жителей. Они с удовольствием шли нам навстречу.

Когда были далеко от посёлков, мы устраивали баню следующим образом. Ставили палатку, устанавливали в ней металлическую печь, которую сварили сами. Облаживали её камнями и растапливали. Воду грели на костре. Когда баня протапливалась, камни нагрелись, мы шли мыться в баню. Прежде чем париться, обливали палатку водой, чтобы не выходил пар. Если палатка высыхала, то мы снова обливали её. Вот там мы испытали все виды веников: берёзовых, ольховых, пихтовых, кедровых, крапивных  и т.д. Испытание не прошли сосновые и еловые веники, как их сколько не запаривай, они всегда оставались жёсткие, особенно еловые.

 

Латвийская баня

В 1984 году меня направили на курсы повышения квалификации в Латвию. Тогда я работал в одной из строительных организаций управления «Хакасводстрой» начальником производственного отдела. Занятия проходили в посёлках Малпилс и Озолниеки. Малпилс – столица Малпилского края, расположен в центре Латвии, Озолниеки – столица Озолниекского края, расположена в западной части Латвии, в 3 километрах севернее города Елгавы.

По приезду мы решили сходить в баню. Дело было в Малпилсе. Баня ничего обычного не представляла и состояла из мойки и парной. В парной была обыкновенная каменная печь на дровах.

Я был наслышан о дубовых вениках, никогда ими не парился. А там вокруг дубы. Мы с товарищами по курсам заготовили веники и отправились в баню. Попарились, конечно, хорошо. Но тело было в маленьких синяках. Может мы плохо распарили веники, или дуб был слишком «дубовый». Пока мы учились на курсах, эту процедуру провели несколько раз. И все время у нас были синяки.  

 

Артель старателей

С 1985 года я работал в артелях старателей, сначала в «Восходе, а потом в «Сибири». Поступал в обе артели на должность маркшейдера, а занимался, кроме маркшейдерии, геологией, экономикой, составлял проекты горных работ по отработке россыпей. Конторы обоих артелей находились в посёлке (тогда ещё) Шира, в Хакасии. Артели занимались добычей россыпного золота.

Когда я поступил в артель «Восход», это было в начале мая, председатель Исабек Мирзабекович Исабеков поручил мне сопровождать бензовозы на базе автомобиля «Урал», заполненные дизельным топливом, на участок Воскресенка. Участок находился в Кемеровской области, на западном склоне Кузнецкого Алатау, на одноимённой реке Воскресенка, приток реки Средняя Терсь, которая впадет в Томь. От Шира до Приискового доехали благополучно. Далее ещё во всю лежал нетронутый снег. Мы сцепили наши три бензовоза в единую сцепку, прицепили к бульдозеру и двинулись в путь. Итак, оставшиеся до участка 40 километров мы пробивались восемь суток, по пять километров в день.

На участке, к нашей радости, ждала жарко натопленная баня и холодный пруд. Пруд был построен год назад, как и баня. До меня в нём никто не купался, так как ручей, который питал пруд, вытекал из рядом лежащего снежника. Температура воды в пруду круглый год была +4о. Я напарился в новой бане и искупался в пруду. Ощущения были неописуемые. Но я попробую описать. Когда нырнул в воду, холода не ощутил, а вышел из пруда, от меня валили клубы пара и кожу по всему телу кололо мелкими иголочками. Чтобы это почувствовать, нужно самому искупаться в такой воде. Рекомендую!

Каждый раз, приезжая на участок (я работал с разъездом на два участка), шёл в баню. Там ждал меня новый распаренный берёзовый или пихтовый веник. Попарившись, я обязательно купался в пруду. Кроме меня в нём никто не купался. Так что пруд был мой индивидуальный.

Кстати, в артелях старателей всё время была натоплена баня, можно было в любое время суток мыться и париться

В тот же раз у меня произошёл еще один интересный случай. Правда к бане он отношения не имеет, но к купанию в холодной воде его можно отнести. Мы выгрузили дизельное топливо, пару-тройку дней отдохнули и нужно было возвращаться на базу в Шира. За это время снег растаял и на Воскресенке началось половодье. Нам нужно было попасть на другой берег. Подцепили снова бензовозы в одну сцепку к бульдозеру и спустились в реку. Примерно на середине реки наши бензовозы поплыли, бульдозер шёл поперёк реки, а бензовозы плыли перпендикулярно ему по течению реки, так как бочки исполняли роль поплавков. Я находился в последней машине. Вдруг она отцепилась от предыдущей машины и поплыла самостоятельно. Мой водитель, звали его Казимир – поляк по национальности, забирается на крышу кабины и кричит мне, чтобы я затягивал ручник, для чего, непонятно? Я сел за руль и начал его крутить в разные стороны Машина завиляла, колёса исполняли роль руля. Тогда я направил машину к берегу. И все это в течение получаса по грудь в воде, не слишком то тёплой в половодье воде. Вода хлынула в кабину, когда Казимир открыл дверь. Затем подошёл бульдозер и вытащил бензовоз на берег. Я разулся и разделся, высушил одежду и обувь на коллекторе автомобиля. Одевшись, мы поехали дальше уже без приключений.

Утром на базе я встретил Казимира и спросил: «Как у него здоровье». Он ответил: «Заболел, простыл, так как когда вылезал из машины, зачерпнул сапогами воду». А у меня «как с гуся вода», даже не чихнул.

 

Курорт

В 1991 году, тогда я работал в артели старателей «Сибирь», по окончанию сезона мне дали семейную путёвку на февраль 1992 года на курорт «Красноярское Загорье». В то время я был человек довольно здоровый, лечить было особо нечего. Я занялся тренировками на лыжах и ходил париться в сауну. Там встретил лыжную команду, сборную какого-то города. За время пребывания на курорте, я их почти всех обгонял. Они удивляли: «Ничего мы натренировали Березовского!». На самом деле был с детства «полупрофессиональным» лыжником.

Но, а теперь о сауне. На курорте была (а может и сейчас есть) отличная сауна. Вечерами, вместо танцев, с такими же любителями, ходил париться. Когда заходил в сауну, говорил, что мало жару, давайте поддадим. Потом еще поддавал до тех пор, пока мои товарищи не покинули сауну, и я в одиночестве парил свои кости.

 

Баня в Швеции

В 1991 году я ездил в Швецию с женской волейбольной командой Абаканского педагогического института. Мы остановились в городе Форшага (в некоторых написаниях Форсхага). Город расположен в западной части Швеции в провинции (лене) Вермланд, на правом берегу реки Кларэльвен. Столицей провинции является город Карлстад, который находится на северном берегу озера Венерн и дельте реки Кларэльвен.  

Волейбольную команду тренировал знаменитый тренер, известный далеко за пределами Хакасии, Виктор Никитич Андреев. Шведская волейбольная федерация пригласила нас для участия в турнире, где кроме команды Абаканского пединститута участвовали взрослая, молодёжная сборные команды и города Форшага. Наши девчонки заняли второе место, проиграли только взрослой сборной.

В Форшаге мы с тренерами и руководством команды несколько раз побывали в бане. Здание бани имело п-образную форму. В центральной части располагались кафе, пивная и другие заведения, где можно было покушать, выпить пива или другие прохладительные напитки и отдохнуть после бани. В правом блоке находилась женская баня, а в левом – мужская. На улице, между мужским и женским блоком располагался бассейн. Мужской блок был разделён примерно на две равные части. В одной части был зал, где люди мылись. Здесь стояли скамейки, было несколько душей. В другой половине находилась парная. Она была больших размеров, примерно восемь метров на пять метров. Во всю длину стены располагался полок.

Когда мы первый раз пришли парится, полок был полностью занят парящимися. Чтобы пустить пар в парную, нужно было нажать кнопочку в стене. Так как было не слишком жарко, мы несколько раз пустили пар. Шведы все разбежались из парной. Нам показалось, что пару всё равно мало. Но кнопочка нам больше пар не «выдавала». Через несколько дней мы снова пришли в баня. Когда зашли в парную, шведы скромно её покинули, проявив «неуважение» к нам.

 

Африканская баня

Еще я расскажу про баню в Африке. В 1993 году я полгода был в командировке от артели старателей «Сибирь в Африке, в Зимбабве. Там мы разведывали запасы россыпного золота. В то время Зимбабве была одной из экономически развитых страна Африки, после Египта и Южной Африканской республики. После правления Роберта Мугабе (1987 – 2017) страна обнищала и опустилась на одно из последних мест в мире по экономике.

Разведку золота проводили в долинах рек Гадзема и Мазове – это бассейн реки Замбези. Жили в полевых условиях.

Прошло какое-то время и нам захотелось помыться и попариться. Сварили из арматуры металлический каркас бани в виде шалаша, обшили и проварили его толстой полиэтиленовой пленкой. Сварили печь из листового металла, обложили камнем и истопили. Так как это было в сухой сезон, листья на деревьях уже опали. Мы нашли какой-то кустарник с листьями и сделали веник. Листья были очень жесткие, больше похожи на обрезанные крышки от консервных банок, только темно-зеленого цвета. Но париться хочется. После бани все тело было в кровавых ссадинах, синяках.

Однажды пригласили в баню руководителя бригады негров, которые помогали нам в работе. Звали его Джорж Миниюка. Он только зашел в баню, сразу начал кричать, что очень жарко. А мы еще не сдавали на печь. Когда поддали парку, наш Миниюка, с криком, голый выскочил из бани. На следующий раз снова пригласили его в баню, но он наотрез отказался: «Ноу баня, ноу баня!». Вот так, только сибиряки могут переносить большую жару и сильный мороз. В этом я убедился в жизни не один раз. А баню в Африке мы так и не увидели.

 

Финская сауна

В 1995 году, с группой туристов, я побывали в Финляндии. Мы на автобусе выехали из Санкт-Петербурга и приехали в Лаппенранту. Город расположен в провинции Южная Карелия, на южном берегу озера Сайма, самого большого в Финляндии, недалеко от границы с Россией. Лаппенранта является административным, экономическим и культурным центром провинции. Город славится развитой туристской сетью. Здесь начинается знаменитый Саймский канал, который соединяет Сайму с Балтийским морем.

Финляндия славится своими саунами. Сауна, это помещение, внутри обшитое деревом, как у нас говорят, вагонкой. Для обшивки применяется кедр, сосна или осина. Вблизи каменки обшивают ольхой. Двери в сауну обычно стеклянные, снабжённые магнитным замком, примерно, как у холодильника. Поэтому они плотно закрываются и пар из сауны не выходит.

Сауны от русских бань отличаются высокой температурой воздуха – до 120° – 130°, в бане – до 70°.  В сауне низкая влажность и поэтому там сухой пар, в бане высокая влажность и пар влажный. Это зависит от вида каменки. В русской бане камни находятся внутри печки и их нужно обдавать водой. Вода испаряясь образует пар. А в финской сауне камни находятся поверх печи, сильно прогреваются и образуют сухой пар. Главное отличие бани от сауны – в бане используется веник. В комплекс к сауне обычно входят бассейны, душевые кабины, комнаты отдыха. Часто в саунах бывают массажные кабинеты.

По приезду в Лаппенранту, мы решили посетить сауну. Сауна состояла из двух отделений, мужского и женского. Дело было в апреле, но на улице ещё лежал снег. После того как напарились в сауне, мы, с Орловым Иваном Ивановичем (сибиряк из Красноярска, в группе нас было только двое сибиряков) решили окунутся в снегу и упали в сугроб. Ощущение было очень приятное.

Когда мы купались в сугробе, услышали крики из женской сауну на финском языке. Мы спросили у переводчика, что они кричат. Он нам перевел: «Смотрите, голые мужики в снегу валяются». Вот так мы впервые попарились в настоящей финской сауне.

 

Баня на озере Белё

На озере Белё в девяностые годы начали строится базы отдыха. Предприниматели оформляли земельные участки на берегу. Одним из таких предпринимателей был Бухтояров Сергей Александрович. Он построил баню на колёсах. На базе автомобиля ГАЗ-53, старого-престарого, сделал будку, хорошо утеплил ее. В будке Сергей установил металлическую печь с карманами для камня. И получилась отличная баня. Чем хороша была она, мобильная, могла подъехать по заказу к любому домику. Но чаще она стояла на берегу озера. После того, как отдыхающие попарившись в бане, они купались в озере.

 

Баня на даче

Когда мы переехали в Красноярск, купили дачу в одном из товариществ в районе села Красный Пахарь. На даче стоял вагон, сарай – не знаю, как его назвать. Это была металлическая конструкция с тремя стенами и крышей, размером три метра на четыре метра и высотой 2 метра 10 сантиметров. Я сделал в этой конструкции фундамент, немного приподняв её. Установил переднюю стену с дверью, прорезал и сделал окно. Стены и потолок утеплил изовером и обшил вагонкой. Настелил пол, сделал полок и скамейки. Сварил из металлических листов печь с карманами для камня и установил её. Получилась отличная баня. Чтобы истопить её, нагреть воду и камни, хватало один раз наложить в печь дрова.

 На даче рос дуб, вернее не рос, а «мучился». Прежние владельцы дачи не обращали на его внимания. Я обрезал у него лишние ветки, так как он больше походил на кустарник, и сформировал его деревом. Все лето поливал дуб, и он вырос на целый метр. Из обрезанных веток сделал дубовые веники. На этот раз или сделал сам, или дуб был молодой, или парил веник правильно, он был мягкий и нежный. Кровавых ссадин на теле не было. Ещё одно преимущество веника – он был крепкий, листья не облетали и можно было париться не один раз

 

На этом я закончу рассказывать вам о банях. С лёгким паром, любители бань, саун, хамам и т. п.!

С уважением к вам, Александр Березовский!